Итальянское возрождение. 1

Эпоха Возрождения знаменовала начало нового расцвета художественной культуры в Европе. В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая в то время обширные торговые связи со всем известным тогда миром. Меценаты, представленные, с одной стороны, торгово-ремесленной аристократией, подобной знаменитому семейству Медичи, и с другой — католической церковью в лице папы римского и его ближайшего окружения, вкладывают крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, в благоустройство и украшение городов.

Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции «итальянского» сада, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Наиболее известные сады сосредоточены преимущественно в районах Флоренции и Рима — в провинциях Тоскана и Лацио. Творческое начало в садах Возрождения, а затем и барокко нашло богатое выражение в многообразии композиционных решений и в динамичном развитии общих принципов планировки. Ранние сады Возрождения имели регулярные, но достаточно свободно решенные планы без осевых доминант. Кульминационные центры садов — дворцы и виллы — не занимали непременного господствующего места, как это стало обычным в композициях XVI — XVII вв.

Сады Тосканы и Лацио имели террасное построение. На террасах разбивали небольшие регулярные партеры или боскеты. Обязательными элементами были водные устройства — фонтаны, водопады, каскады, небольшие бассейны. Простота и строгость архитектурных элементов сада раннего Возрождения постепенно вытеснялись сочной богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.

Логика раннего Возрождения хорошо выражена в саду виллы Медичи во Фьезоле — живописном древнем городке в 10 км к северу от Флоренции. Со склонов   холма   Фьезоле открывается одна из лучших панорам Флоренции с куполом Санта Мария дель Фьоре в центре. Именно здесь было построено несколько вилл, лучшей из которых по праву считается вилла, возведенная в 1450 г. знаменитым Микелоццо для знатного мецената Козимо Медичи. Композиция сада построена на свободном сочетании нескольких террас, каждая из которых имеет самостоятельную структуру, формируемую партерами и высокой зеленью. Сад рассчитан на постепенное восприятие, и только верхняя терраса непосредственно композиционно связана со зданием виллы, стоящей в ее торце.

Флоренция XVI в. представлена садами Боболи, созданными при палаццо Питти. Они были начаты архитекторами Броччини и Амманати в 1550 г., но закончены только в XVIII в. (рис. 1.5). Композицию комплекса Питти можно назвать классической для городской усадьбы, получившей впоследствии самое широкое развитие. К знаменитому зданию Брунеллески со стороны города примыкает парадная площадь-двор, мощенная каменными квадрами. Здание как бы отделяет каменный город от живой природы. Сад открывается только за палаццо. Он поднимается вверх от него и поэтому раскрывается наиболее выразительно. Глаз охватывает всю его главную ось — от лужайки, окруженной амфитеатром, к фонтану Нептуна и дальше к статуе, замыкающей перспективу. Сады Боболи — один из немногих парков Возрождения, композицию которых можно охватить глазом почти целиком со 2го и 3го этажей палаццо Питти. Они обладают всеми классическими элементами итальянского сада — террасным построением, системой регулярных боскетов, водоемами, фонтанами, обилием скульптуры и малых форм. После торжественного величия парадного двора и залов палаццо Питти атмосфера садов Боболи особенно впечатляет гармонией, красотой и покоем.



Оставить комментарий


пять × 9 =